Открыть меню

Проведение текущей уборки в медицинских учреждениях

В целях профилактики распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) и согласно действующим Санитарным Правилам и Нормам, принятым в законодательном порядке, (СанПиН 2.1.3.2630-10), во всех ЛПУ обязательным мероприятием является проведение текущей уборки (а также других видов уборок) всех помещений. Для каждого вида уборок различных помещений разрабатываются технологические карты, которые облегчают персоналу выполнение действий при работе.
Проведение текущей уборки в ЛПУ

Оглавление

Определение понятия «уборка»

Уборка в лечебно профилактическом учреждении — это комплекс мероприятий по санитарной обработке поверхностей помещения влажным методом с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Уборка заключается в очистке и поверхностей пола, стен, дверей, окон, мебели и оборудования.

Виды уборок и их характеристика

1. Текущая уборка. Проведение текущей уборки производится во всех помещениях лечебно-профилактического учреждениях с разной кратностью и в различных режимах.

  • Операционные. Режим — вирулицидный (противовирусный, или обеспечивающий гибель вирусов на поверхностях и в воздухе), кратность текущих уборок — после каждой операции.
  • Столовые, буфеты и раздаточные. Режим — вирулицидный, кратность — после каждой раздачи пищи.
  • Родильные залы. Режим — вирулицидный, кратность — 3 раза в день.
  • Асептические помещения (манипуляционные кабинеты, процедурные, перевязочные, смотровые), палаты, грязные бельевые. Режим — вирулицидный, кратность — 2 раза в день.
  • Помещения административно-хозяйственного назначения. Режим — бактерицидный (обеспечивающий гибель бактериальной микрофлоры на поверхностях и в воздухе).

1.1 Предварительная уборка. Проводится влажная обработка поверхностей перед началом рабочего дня, является разновидностью текущей при необходимости очистки помещения перед началом работы.

2. Заключительная уборка (заключительная дезинфекция). Проводится в случае выявления инфекционного заболевания в очаге инфекции после выписки пациента, его перевода в другое отделения или смерти. Режим — согласно методам санитарной обработки при инфекции, которая выявлена у пациента. Проводится однократно в конкретном помещении (чаще всего — в палате).

Читать также:  Применение дезинфицирующих средств в медицинских учреждениях (ЛПУ)

3. Генеральная уборка. Проводится с целью высокоэффективной очистки и дезинфекции поверхности помещений в ЛПУ. Кратность генеральных уборок асептических помещений — 1 раз в неделю, остальных помещений — не реже 1 раза в месяц.

Уборочный инвентарь: использование и хранение

Инвентарь для уборок должен храниться в специально отведенном помещении площадью не менее 4 квадратных метров. Все тележки, ведра, швабры, мопы, контейнеры и другие емкости должны иметь четкую маркировку либо цветовое кодирование. В случае цветового кодирования таблица с его расшифровкой должна находиться в помещении для хранения инвентаря.

  • Красным цветом маркируется инвентарь для проведения уборок в туалетах!

Согласно маркировке каждый предмет инвентаря используется с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным. Для асептических кабинетов, манипуляционных и хозяйственных помещений инвентарь должен быть также отдельным и храниться в отдельных выделенных для этого местах.

  • Ни в коем случае не должен пересекаться инвентарь для режимных кабинетов, для палат, для административно-хозяйственных помещений и туалетов!
  • Использование инвентаря не по назначению не допускается!

«Сухая» уборка с использованием веников, щеток в лечебно-профилактических учреждениях не проводится. Использование пылесосов допускается только для очистки поверхностей ковров или напольных покрытий в соматических отделениях или административных помещениях.
Проведение текущей уборки: инвентарь

Проведение текущей уборки: алгоритм

Приведем пример, разберем проведение текущей уборки в палате стационара. Перед вами — готовая инструкция.

  1. Ознакомится с технологической картой уборки палат.
  2. Подготовить уборочный инвентарь, проверить полноту комплектации уборочной тележки. Подкатить тележку к входу в палату.
  3. Вежливо попросить пациента убрать личные вещи, препятствующие проведению уборки (с подоконников, тумбочек, пола), и покинуть палату на время ее выполнения.
  4. Удалить из палаты бытовой мусор.
  5. Начать влажную уборку и дезинфекцию поверхностей с использованием «синей» салфетки. Обработка поверхностей начинается с противоположной стороны от кроватей, включает предметы мебели и оконное стекло (на расстоянии вытянутой руки), подоконник, верхнюю поверхность радиатора, установку для УФО воздуха. При переходе от одной поверхности к другой салфетка переворачивается. Использование одной стороны салфетки для двух и более поверхностей запрещено.
  6. Приступить к обработке поверхностей в зоне кровати. В первую очередь протирают консоль над кроватью. Если в палате находятся две кровати, то правая половина консоли протирается одной стороной салфетки, левая – другой. Затем обрабатываются прикроватные тумбочки. Кровать в этой зоне протирается в последнюю очередь.
  7. После завершения дезинфекции поверхностей в палате тщательно обрабатывают выключатели, дверные ручки (ручки входной двери – с обеих сторон, ручка туалетной двери – только со стороны палаты), вентиляционные решетки в дверях (у входной двери – с обеих сторон, у туалетной двери – только со стороны палаты).
  8. Протереть стулья, включая ножки.
  9. После окончания обработки поверхностей в палате выбросить салфетку в мешок для использованных салфеток.
  10. Залить в унитаз чистящее средство.
  11. Взять из контейнера с красной маркировкой «красную» салфетку и начать уборку в туалете.
  12. Если умывальник расположен в шлюзе палаты, то он протирается в первую очередь. Протирать поверхности сверху вниз: зеркало, полочка, дозатор с мылом, антисептиком, раковина.
  13. Уборка в туалете начинается с полотенцесушителя, душевой насадки, крепления для душевой насадки, шланга, затем в зоне умывальника (зеркало, полочка, дозатор с мылом, раковина). При переходе от одной поверхности к другой салфетка переворачивается. Использование одной стороны салфетки для двух и более поверхностей запрещено.
  14. Обработать вентиляционную решетку на двери и дверную ручку.
  15. В последнюю очередь выполняют уборку зоны унитаза. Сначала поручень, затем унитаз.
  16. «Красную» салфетку сбрасывают в мешок для использованных салфеток.
  17. Взять швабру для мытья пола с красной маркировкой, надеть на нее моп с красной маркировкой. Обработать пол в туалете: сначала плинтуса, затем центральную часть пола, не отрывая моп.
  18. Не касаясь рабочей поверхности мопа, сбросить моп в мешок для использованных мопов.
  19. Взять швабру для мытья пола с синей маркировкой. Надеть на нее моп с синей маркировкой. Обработать плинтуса начиная со стороны двери, затем пол от окна к двери, не отрывая моп от пола. Особое внимание уделяется мытью пола под кроватями, тумбочками и стульями. При необходимости часть мебели выносится или выкатывается в центр палаты перед началом мытья пола.
  20. При уборке двухместной палаты используются разные мопы для мытья пола и шлюза.
  21. Не касаясь рабочей поверхности мопа, сбросить моп в мешок для использованных мопов.
  22. При необходимости убрать мусор с пола при помощи совка и сгона.
  23. По окончании уборки заполнить «Журнал текущих уборок» с отметкой о выполнении.

Проведение текущей уборки в помещениях ЛПУ

Карта уборки помещений ЛПУ

Проведение текущей уборки осуществляется согласно приоритету помещений и в необходимой последовательности. От соблюдения данного алгоритма зависит правильность дезинфекции помещений и в конечном итоге — соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ.

Последовательность уборки

  1. Помещения операционных, родильных залов, процедурных, смотровых
  2. Чистые бельевые
  3. Палаты
  4. Ординаторские, комната персонала
  5. Коридор
  6. Грязные бельевые
  7. Санитарные узлы
  8. Комната временного сбора и хранения отходов класса Б

Кратность (частота) уборки

Холлы, коридоры, лифтовые холлы, лестницы, вспомогательные помещения

Ежедневно один раз в день должны проводиться:

  • влажная уборка пола с твердыми покрытиями
  • удаление пыли со всех горизонтальных поверхностей: письменных столов, стульев, полок, шкафов, папок, оргтехники (исключая медицинское оборудование и компьютеры), телефонных аппаратов и т.п.
  • механизированная или ручная очистка пола в вестибюле, холлах, коридорах
  • удаление пыли с дверных коробок, подоконников, перил, плинтусов, радиаторов и труб отопления (к которым есть доступ), электрической арматуры (выключатели, розетки, короба и т.п.), коробок пожарных и инженерных люков, дверных филенок, доводчиков, столов и других горизонтальных поверхностей
  • удаление загрязнений со стен, стеклянных поверхностей, перил
  • влажная уборка лестниц
  • удаление загрязнений со всех горизонтальных поверхностей на уровне досягаемости
  • уборка помещения технической службы
  • сухая уборка грязезащитных матов летом, сухая и влажная уборка (сбор воды) грязезащитных матов зимой
  • опустошение и очистка и дезинфекция урн
  • сбор, удаление и транспортировка отходов в специально отведенные места
  • влажная уборка чистых бельевых

Основные помещения

Ежедневно два раза в день следует убирать:

  • палаты
  • процедурные
  • смотровые
  • грязные бельевые

Ежедневно более двух раз в день следует убирать:

  • родильные залы – три раза в день
  • операционные – после каждой операции
  • буфет, раздаточные, столовые – после каждой раздачи пищи

Остальные помещения и поверхности

Еженедельно проводятся:

  • уборка комнаты охраны на первом этаже
  • чистка мягкой мебели
  • влажное протирание и дезинфекция телефонных аппаратов
  • мытье стеклянных перегородок
  • очистка вентиляционных решеток

Туалеты

Ежедневно проводится:

  • влажная уборка пола
  • мытье и дезинфекция всех раковин, унитазов и т. п. как изнутри, так и снаружи
  • мытье сидений с двух сторон
  • опустошение и очистка (при необходимости) емкостей для сбора бумаги, удаление мусора в специально отведенные места


Меры защиты и безопасности персонала

Проведение текущих уборок следует проводить в специальной униформе и закрытой моющейся обуви. Персонал, проводящий уборки в лечебных учреждениях, должен быть обучен и подготовлен. Для защиты кожных покровов и дыхательных путей необходимо применять использование средств индивидуальной защиты.

Перед началом уборки персонал моет и высушивает руки, надевает перчатки и трехслойную медицинскую маску. При необходимости используются перчатки повышенного риска, полиэтиленовые фартуки, лицевые щитки и защитные костюмы. После использования перчатки, маска утилизируются в качестве отходов класса Б. Особенно важна защита и соблюдение мер безопасности при эпидемии новой коронавирусной инфекции. В этом случае следует действовать по инструкциям, разработанным администрацией ЛПУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2024 Медицинская сестра · Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО С АКТИВНОЙ ССЫЛКОЙ НА СТРАНИЦУ ИСТОЧНИКА
Политика конфиденциальности