Проведение текущей уборки в медицинских учреждениях
25 05 2020 Head Nurse Пока нет комментариевОглавление
- Уборка: определение
- Виды уборок
- Оснащение для уборки
- Алгоритм текущей уборки
- Карта уборки
- Безопасность персонала
Определение понятия «уборка»
Уборка в лечебно профилактическом учреждении — это комплекс мероприятий по санитарной обработке поверхностей помещения влажным методом с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Уборка заключается в очистке и поверхностей пола, стен, дверей, окон, мебели и оборудования.
Виды уборок и их характеристика
1. Текущая уборка. Проведение текущей уборки производится во всех помещениях лечебно-профилактического учреждениях с разной кратностью и в различных режимах.
- Операционные. Режим — вирулицидный (противовирусный, или обеспечивающий гибель вирусов на поверхностях и в воздухе), кратность текущих уборок — после каждой операции.
- Столовые, буфеты и раздаточные. Режим — вирулицидный, кратность — после каждой раздачи пищи.
- Родильные залы. Режим — вирулицидный, кратность — 3 раза в день.
- Асептические помещения (манипуляционные кабинеты, процедурные, перевязочные, смотровые), палаты, грязные бельевые. Режим — вирулицидный, кратность — 2 раза в день.
- Помещения административно-хозяйственного назначения. Режим — бактерицидный (обеспечивающий гибель бактериальной микрофлоры на поверхностях и в воздухе).
1.1 Предварительная уборка. Проводится влажная обработка поверхностей перед началом рабочего дня, является разновидностью текущей при необходимости очистки помещения перед началом работы.
2. Заключительная уборка (заключительная дезинфекция). Проводится в случае выявления инфекционного заболевания в очаге инфекции после выписки пациента, его перевода в другое отделения или смерти. Режим — согласно методам санитарной обработки при инфекции, которая выявлена у пациента. Проводится однократно в конкретном помещении (чаще всего — в палате).
3. Генеральная уборка. Проводится с целью высокоэффективной очистки и дезинфекции поверхности помещений в ЛПУ. Кратность генеральных уборок асептических помещений — 1 раз в неделю, остальных помещений — не реже 1 раза в месяц.
Уборочный инвентарь: использование и хранение
Инвентарь для уборок должен храниться в специально отведенном помещении площадью не менее 4 квадратных метров. Все тележки, ведра, швабры, мопы, контейнеры и другие емкости должны иметь четкую маркировку либо цветовое кодирование. В случае цветового кодирования таблица с его расшифровкой должна находиться в помещении для хранения инвентаря.
- Красным цветом маркируется инвентарь для проведения уборок в туалетах!
Согласно маркировке каждый предмет инвентаря используется с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным. Для асептических кабинетов, манипуляционных и хозяйственных помещений инвентарь должен быть также отдельным и храниться в отдельных выделенных для этого местах.
- Ни в коем случае не должен пересекаться инвентарь для режимных кабинетов, для палат, для административно-хозяйственных помещений и туалетов!
- Использование инвентаря не по назначению не допускается!
«Сухая» уборка с использованием веников, щеток в лечебно-профилактических учреждениях не проводится. Использование пылесосов допускается только для очистки поверхностей ковров или напольных покрытий в соматических отделениях или административных помещениях.
Проведение текущей уборки: алгоритм
Приведем пример, разберем проведение текущей уборки в палате стационара. Перед вами — готовая инструкция.
- Ознакомится с технологической картой уборки палат.
- Подготовить уборочный инвентарь, проверить полноту комплектации уборочной тележки. Подкатить тележку к входу в палату.
- Вежливо попросить пациента убрать личные вещи, препятствующие проведению уборки (с подоконников, тумбочек, пола), и покинуть палату на время ее выполнения.
- Удалить из палаты бытовой мусор.
- Начать влажную уборку и дезинфекцию поверхностей с использованием «синей» салфетки. Обработка поверхностей начинается с противоположной стороны от кроватей, включает предметы мебели и оконное стекло (на расстоянии вытянутой руки), подоконник, верхнюю поверхность радиатора, установку для УФО воздуха. При переходе от одной поверхности к другой салфетка переворачивается. Использование одной стороны салфетки для двух и более поверхностей запрещено.
- Приступить к обработке поверхностей в зоне кровати. В первую очередь протирают консоль над кроватью. Если в палате находятся две кровати, то правая половина консоли протирается одной стороной салфетки, левая – другой. Затем обрабатываются прикроватные тумбочки. Кровать в этой зоне протирается в последнюю очередь.
- После завершения дезинфекции поверхностей в палате тщательно обрабатывают выключатели, дверные ручки (ручки входной двери – с обеих сторон, ручка туалетной двери – только со стороны палаты), вентиляционные решетки в дверях (у входной двери – с обеих сторон, у туалетной двери – только со стороны палаты).
- Протереть стулья, включая ножки.
- После окончания обработки поверхностей в палате выбросить салфетку в мешок для использованных салфеток.
- Залить в унитаз чистящее средство.
- Взять из контейнера с красной маркировкой «красную» салфетку и начать уборку в туалете.
- Если умывальник расположен в шлюзе палаты, то он протирается в первую очередь. Протирать поверхности сверху вниз: зеркало, полочка, дозатор с мылом, антисептиком, раковина.
- Уборка в туалете начинается с полотенцесушителя, душевой насадки, крепления для душевой насадки, шланга, затем в зоне умывальника (зеркало, полочка, дозатор с мылом, раковина). При переходе от одной поверхности к другой салфетка переворачивается. Использование одной стороны салфетки для двух и более поверхностей запрещено.
- Обработать вентиляционную решетку на двери и дверную ручку.
- В последнюю очередь выполняют уборку зоны унитаза. Сначала поручень, затем унитаз.
- «Красную» салфетку сбрасывают в мешок для использованных салфеток.
- Взять швабру для мытья пола с красной маркировкой, надеть на нее моп с красной маркировкой. Обработать пол в туалете: сначала плинтуса, затем центральную часть пола, не отрывая моп.
- Не касаясь рабочей поверхности мопа, сбросить моп в мешок для использованных мопов.
- Взять швабру для мытья пола с синей маркировкой. Надеть на нее моп с синей маркировкой. Обработать плинтуса начиная со стороны двери, затем пол от окна к двери, не отрывая моп от пола. Особое внимание уделяется мытью пола под кроватями, тумбочками и стульями. При необходимости часть мебели выносится или выкатывается в центр палаты перед началом мытья пола.
- При уборке двухместной палаты используются разные мопы для мытья пола и шлюза.
- Не касаясь рабочей поверхности мопа, сбросить моп в мешок для использованных мопов.
- При необходимости убрать мусор с пола при помощи совка и сгона.
- По окончании уборки заполнить «Журнал текущих уборок» с отметкой о выполнении.
Карта уборки помещений ЛПУ
Проведение текущей уборки осуществляется согласно приоритету помещений и в необходимой последовательности. От соблюдения данного алгоритма зависит правильность дезинфекции помещений и в конечном итоге — соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в ЛПУ.
Последовательность уборки
- Помещения операционных, родильных залов, процедурных, смотровых
- Чистые бельевые
- Палаты
- Ординаторские, комната персонала
- Коридор
- Грязные бельевые
- Санитарные узлы
- Комната временного сбора и хранения отходов класса Б
Кратность (частота) уборки
Холлы, коридоры, лифтовые холлы, лестницы, вспомогательные помещения
Ежедневно один раз в день должны проводиться:
- влажная уборка пола с твердыми покрытиями
- удаление пыли со всех горизонтальных поверхностей: письменных столов, стульев, полок, шкафов, папок, оргтехники (исключая медицинское оборудование и компьютеры), телефонных аппаратов и т.п.
- механизированная или ручная очистка пола в вестибюле, холлах, коридорах
- удаление пыли с дверных коробок, подоконников, перил, плинтусов, радиаторов и труб отопления (к которым есть доступ), электрической арматуры (выключатели, розетки, короба и т.п.), коробок пожарных и инженерных люков, дверных филенок, доводчиков, столов и других горизонтальных поверхностей
- удаление загрязнений со стен, стеклянных поверхностей, перил
- влажная уборка лестниц
- удаление загрязнений со всех горизонтальных поверхностей на уровне досягаемости
- уборка помещения технической службы
- сухая уборка грязезащитных матов летом, сухая и влажная уборка (сбор воды) грязезащитных матов зимой
- опустошение и очистка и дезинфекция урн
- сбор, удаление и транспортировка отходов в специально отведенные места
- влажная уборка чистых бельевых
Основные помещения
Ежедневно два раза в день следует убирать:
- палаты
- процедурные
- смотровые
- грязные бельевые
Ежедневно более двух раз в день следует убирать:
- родильные залы – три раза в день
- операционные – после каждой операции
- буфет, раздаточные, столовые – после каждой раздачи пищи
Остальные помещения и поверхности
Еженедельно проводятся:
- уборка комнаты охраны на первом этаже
- чистка мягкой мебели
- влажное протирание и дезинфекция телефонных аппаратов
- мытье стеклянных перегородок
- очистка вентиляционных решеток
Туалеты
Ежедневно проводится:
- влажная уборка пола
- мытье и дезинфекция всех раковин, унитазов и т. п. как изнутри, так и снаружи
- мытье сидений с двух сторон
- опустошение и очистка (при необходимости) емкостей для сбора бумаги, удаление мусора в специально отведенные места
Меры защиты и безопасности персонала
Проведение текущих уборок следует проводить в специальной униформе и закрытой моющейся обуви. Персонал, проводящий уборки в лечебных учреждениях, должен быть обучен и подготовлен. Для защиты кожных покровов и дыхательных путей необходимо применять использование средств индивидуальной защиты.
Перед началом уборки персонал моет и высушивает руки, надевает перчатки и трехслойную медицинскую маску. При необходимости используются перчатки повышенного риска, полиэтиленовые фартуки, лицевые щитки и защитные костюмы. После использования перчатки, маска утилизируются в качестве отходов класса Б. Особенно важна защита и соблюдение мер безопасности при эпидемии новой коронавирусной инфекции. В этом случае следует действовать по инструкциям, разработанным администрацией ЛПУ.