Модели сестринского дела, их авторы и характеристика
25 04 2019 Head Nurse Пока нет комментариевВ период активного формирования сестринского дела как отдельной профессиональной дисциплины возникли модели сестринского дела. С их помощью труд медицинской сестры приводится в систему и в конечном итоге облегчается. Таким образом, шло развитие не только теории, но и практической деятельности медицинских сестер.
Оглавление
- Понятие «модель»
- Модель В.Хендерсон
- Модель Д.Орем
- Модель К.Рой
- Модель М.Аллен
- Модель Н.Роупер
- Модель Д.Джонсон
Термин «модель» и модель сестринского дела
Само слово «модель» буквально означает «образец, прообраз, аналог» (французское modèle от латинского modulus). Модель — это система, изучение и подражание которой позволяет делать что-либо по определенному образцу. Модель сестринского дела (СД) — это система практической деятельности медицинской сестры, конкретное руководство для сестринской практики. Суть заключается в построении взаимодействия медицинской сестры с пациентом.
Существует несколько концептуальных моделей СД. «Концептуальные» они потому, что их содержание зависит от различных концепций и понятий: от экономических и политических условий страны, уровня здравоохранения, религиозной направленности, моральных ценностей, а также от мировоззрения и принципов людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Развитию моделей сестринского дела способствовали достижения в области физиологии, психологии, философии, социологии. Всего существует более 30 моделей СД. Их авторы со своей точки зрения рассматривают определяющие понятия любой модели СД.
Структура модели сестринского дела
- Пациент как объект практической деятельности медицинской сестры.
- Источник (источники) проблем пациента
- Направленность сестринской помощи (фокус вмешательства медсестры)
- Цель сестринского ухода, ожидаемый результат
- Способы сестринского вмешательства (сестринской помощи)
- Роль медицинской сестры
- Оценка результатов ухода и качества сестринской помощи
Каждая из концептуальных моделей рассматривает следующие аспекты сестринской деятельности:
- Пациент
- Сестринское дело
- Окружающая среда
- Здоровье
На сегодняшний день не существует ни единой модели СД, ни единого мнения по поводу использования той или иной модели. Мы рассмотрим наиболее известные и популярные.
Модель Вирджинии Хендерсон
Добавочно-дополняющая модель сестринского дела была предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году, а затем дополнена в 1968 году. В. Хендерсон призывает направить фокус внимания медицинской сестры на удовлетворение пациентом прежде всего — физиологических потребностей, и далее — психологических и социальных.
Согласно данной модели основное в сестринском уходе — активное участие пациента как в самом уходе, так и в его планировании. По модели Вирждинии Хендерсон у человека имеются 14 основных потребностей повседневной жизни (на основании «пирамиды потребностей» А.Маслоу):
- Нормальное дыхание
- Употребление достаточного количества жидкости и пищи
- Выделение продуктов жизнедеятельности из организма
- Поддержание необходимого положения тела и движение
- Сон и отдых
- Способность самостоятельно выбирать, надевать и снимать одежду
- Поддержание температуры тела в пределах нормы, способность выбирать соответствующую сезону одежду, возможность изменить окружающую среду
- Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде
- Безопасность (собственная и окружающих)
- Активное общение, способность к выражению своих эмоций и собственного мнения
- Возможность совершать религиозные обряды в соответствии со своей верой
- Занятие любимой работой
- Развлечения и активный отдых
- Саморазвитие, удовлетворение любознательности
У здорового человека не возникает трудностей при удовлетворении данных потребностей. Во время беременности, болезни, травмы, выздоровления, длительного умирания, в период детства или старости проблемы могут появиться с большой вероятностью. Весь сестринский процесс (уход) в модели В.Хендерсон направлен на скорейшее восстановление независимости пациента.
Модель Вирджинии Хендерсон: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | У пациента имеются основные потребности, свойственные любому человеку вне зависимости от того, здоров он или болен |
Источник проблем пациента | У пациента отсутствует возможность осуществления ухода за собой по причине младенческого либо старческого возраста, болезни, длительного умирания, выздоровления, бессознательного состояния |
Направленность помощи | Во время и после сестринского обследования медицинская сестра и пациент обсуждают оказание помощи и спектр сестринских вмешательств |
Цель ухода | Постановка и достижение долгосрочных целей сестринского ухода — самостоятельности и независимости пациента в процессе удовлетворения 14 основных потребностей |
Способы помощи | Выполнение медицинской сестрой врачебных назначений: выдача лекарственных препаратов, контроль их приема, исполнение и контроль всех назначенных пациенту процедур и исследований. Медицинская сестра привлекает близких пациента к помощи в исполнении сестринских вмешательств |
Роль медсестры | Независимый специалист сестринского дела (медицинская сестра, фельдшер), помогающий пациенту в выполнении функций, которые пациент не может выполнить самостоятельно.
Помощник врача, выполняющий его лечебные назначения |
Оценка результатов | Результат может быть достигнут и оценен в случае удовлетворения всех необходимых потребностей пациента, по отношению к которым проводились сестринские вмешательства |
Модель Доротеи Орем
Модель сестринского дела, основанная на теории дефицита самоухода пациента была предложена Доротеей Орем в 1971 году. Автор модели рассматривает пациента как личность, ответственную за состояние своего здоровья. Сестринские вмешательства по данной модели направлены на профилактику заболеваний и травматизации пациента. Большое внимание уделяется обучению пациента и его близких приемам ухода.
Д.Орем выделяет 3 группы потребностей пациента в самоуходе:.
1. Универсальные:
- потребление воздуха, жидкости, пищи в достаточном количестве
- возможность выделения и потребностей, связанных с этим процессом — в полном объеме
- достаточный баланс активных процессов и отдыха, а также общения и пребывания в одиночестве
- предотвращение опасных ситуаций для жизни, состояния здоровья, нормальной жизнедеятельности, самочувствия
- желание гармоничного существования в социальной группе в соответствии с собственными возможностями
2. Связанные с этапами развития:
- в соответствии с возрастом у пациентов, поддающихся обучению
3. Связанные с нарушенным здоровьем (изменения):
- в анатомии (травмы, отечность, ампутации и т.п.)
- физиологии и функции органов и систем (контрактуры, гипергидроз, одышка и т.п.)
- в поведении и привычном образе жизни (апатия, перемены настроения, нарушения сна и т.п.)
Основная цель медицинской сестры — прийти к развитию у пациента возможных для него навыков самоухода. Если на начальном этапе медицинская сестра выполняет компенсирующую роль в уходе, то в процессе сестринских вмешательств следует достичь, по крайней мере, частично компенсирующей роли медсестры. Такой результат считается положительным.
Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как гармонично развитая личность с нарушенным здоровьем и стремлением к самостоятельному уходу |
Источник проблем пациента | Потребность пациента в посторонней помощи в связи с невозможностью к самостоятельному уходу |
Направленность помощи | Выявление причин дефицита самоухода (отсутствие знаний, навыков, понимания важности самоухода).
Медсестра определяет уровень требований пациента к самоуходу, оценивает возможности пациента к удовлетворению этих требований и возможность безопасного осуществления самоухода пациентом, а также оценивает вероятность восстановления способностей пациента к самоуходу в будущем |
Цель ухода | Выявление возможностей пациента к самоуходу, обсуждение с ним безопасных условий для развития необходимых навыков самоухода |
Способы помощи |
Со стороны пациента крайне желательно стремление к самоуходу и готовность получения сестринской помощи |
Роль медсестры | Помощник в осуществлении ухода за пациентом
Обучающий наставник пациента в обретении навыков самоухода Помощник пациента в сохранении здоровья, поддеррживающий в стремлении справиться с последствиями болезни или травмы |
Оценка результатов | Прогресс в осуществлении самоухода, обретение навыков самоухода, привычка пациента к самоуходу |
Модель Калисты Рой
Адаптационная модель сестринского дела Калисты Рой, предложенная в 1976 году, основывается на результатах исследования в области физиологии и психологии. К.Рой предложила теорию стресса и адаптации.
Согласно автору модели, для человека существует некоторый диапазон физиологических и психологических состояний, в котором есть возможность справляться с переживаниями. И у каждого человека — свой диапазон. Однако на его «размер», по мнению К.Рой, влияют некоторые из факторов (раздражителей).
Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность
- очаговые — те, что окружают человека
- ситуационные — возникающие при оказании сестринской помощи и влияющие на очаговые
- остаточные — возникающие в результате переживания жизненного опыта, верований, ситуации при взаимоотношениях людей
Комбинация нескольких факторов-раздражителей влияет на величину диапазона и уровень адаптации.
Способы адаптации в модели К.Рой
- Физиологический. Индивидуальная способность справляться с изменениями факторов внешней среды (температура воздуха, атмосферные явления) и возможностью потребления пищи, жидкости, воздуха. Зависит от возможностей конкретного человека.
- Я-концепция. Желание человека понимать и принимать собственный физический и психологический образ. Данный способ эффективен при необходимости в изменяющих человека операциях — стомировании, эктомиях, ампутациях, т.к. помогает пациенту принять новое телесное и психологическое «Я».
- Роль-функция. Смена роли активного в социуме человека на пассивного пациента с заболеванием или травмой.
- Взаимозависимость. Стремление человека к достижению баланса в любых отношениях. Из-за зависимого положения пациента от сестринского персонала в связи с болезнью или травмой способности адаптации ограничиваются. У пациента возникает чувство одиночества, давления, фамильярного и презрительного отношения к его личности.
Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается в плане изменения поведения в четырех способах адаптации. Медицинской сестре необходимо выяснить, какими раздражителями вызваны нарушения адаптации |
Источник проблем пациента | Недостаток или избыток возможностей и средств для использования какого-то из способов адаптации |
Направленность помощи | Установление способов адаптации, эффективных для пациента.
Определение степени влияния раздражителей на поведение пациента |
Цель ухода | Выявление раздражителей, влияющих на поведение пациента
Совместная с пациентом постановка целей, позволяющих адаптироваться в изменяющихся условиях внешней среды |
Способы помощи | Изменение раздражителей или перевод их в диапазон комфортной адаптации, расширение границ адаптации пациента.
Медицинская сестра может в мягкой и ненавязчивой форме беседовать с пациентом во время проведения уходовых и манипуляционных процедур, стараясь направить его внимание на контроль адаптации. |
Роль медсестры | Помощник пациента в адаптации к раздражителям как во время болезни пациента, так и в его здоровом состоянии |
Оценка результатов | Прогресс в любом из способов адаптации |
Модель Мойры Аллен
Модель Мойры Аллен, или эволюционная модель здоровья, была предложена автором в начале 70-х годов XX века. Данная модель сестринского дела основывается на поддержании здоровья пациента. Акцент делается именно на здоровье, а не на болезни. Цели достигаются с помощью активного участия как самого пациента, так и его близких.
Модель Мойры Аллен: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как индивидуум, на которого огромное влияние оказывает семья. В свою очередь, отдельная личность также влияет на свою семью. В процессе социальных взаимодействий и происходит рост и развитие личности. |
Источник проблем пациента | Проблемы в семье пациента, в межличностных взаимодействиях. Пациент должен активно участвовать в заботе о собственном здоровье и здоровье членов семьи. |
Направленность помощи | Активная пропаганда и агитация здорового образа жизни. Обучение пациента и членов его семьи принципам здорового образа жизни, действий, направленных на улучшение состояния здоровья.
Члены семьи активно вовлекаются в процесс выздоровления пациента. Сотрудничество основывается на взаимной договоренности и координации медицинской сестрой образа жизни пациента и его семьи. |
Цель ухода | Мобилизация воли и сил пациента, стабилизация ресурсов его личности, обеспечение пациенту и его семье здоровья как в медицинском учреждении, так и на дому. |
Способы помощи | Обсуждаются с пациентом и его семьей для выбора наиболее подходящих. Все действия направлены на укрепление здоровья пациента всех членов семьи. Большое внимание уделяется занятиям физической культурой, достаточном пребывании на свежем воздухе, принципам здорового питания. |
Роль медсестры | Медицинская сестра здесь — организатор обучения семьи пациента. Создает и поддерживает благоприятную, позитивную атмосферу, подбирает подходящую тактику и стратегию проведения бесед и занятий с пациентом и его семьей. |
Оценка результатов | Состояние здоровья пациента и членов его семьи, достижение поставленной цели к заданному сроку. Если цель не достигнута, ситуация переоценивается, ставятся новые цели. |
Модель Натали Роупер
Натали Роупер предложила свою сестринскую модель в 1976 году. Чуть позднее, в 80-х годах XX столетия модель была дополнена В. Логан и А. Тайэрни. Согласно авторам, медицинская сестра должна сосредоточить внимание на 12-ти видах проявления жизнедеятельности — биологических, а также социальных и культурных.
Первоначально Н.Роупер предлагала 16, но ее коллеги сократили список до 12 видов повседневной деятельности, основанных на потребностях человека:
- Дыхание
- Питье и питание
- Выделение продуктов жизнедеятельности
- Сон
- Регуляция температуры тела
- Содержание в чистоте тела и одежды
- Двигательная активность
- Общение
- Сексуальность
- Безопасная окружающая среда
- Работа и досуг, развлечения
- Умирание
Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент — объект сестринской деятельности. В зависимости от того, в каком из 12-ти видов деятельности у человека возникают проблемы, медсестра помогает ему с их решением. |
Источник проблем пациента | 5 факторов, которые могут определить потребность в сестринском уходе:
Данные факторы могут стать причиной зависимости пациента от сестринского ухода. |
Направленность помощи | Непрерывная взаимодополняющая работа с пациентом над решением его проблем:
|
Цель ухода | Первичная оценка состояния пациента, совместное с пациентом определение целей для решения его проблем |
Способы помощи | Выбираются медсестрой после обсуждения с пациентом в зависимости от степени нарушения удовлетворения его потребностей |
Роль медсестры |
|
Оценка результатов | Если удовлетворена нарушенная потребность — цель достигнута. Все потребности легко пронаблюдать и отследить эффективность сестринского ухода.
Если желаемого результата достичь не удалось — медсестра и пациент пересматривают неэффективно составленный план и разрабатывают другой подход к решению проблем. |
Модель Дороти Джонсон
Модель сестринского ухода Дороти Джонсон опирается не на потребностях человека, а на коррекции его поведения. Д.Джонсон определяет два типа поведения человека:
- 1-й основан на действиях окружающих людей и происходящих вокруг событий
- 2-й основан на привычных реакциях прошлого опыта
Пациент, согласно модели Д. Джонсон, — это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя». Человек имеет 7 главных подсистем, которыеопределенным образом влияют на его поведение.
Подсистема поведения | Суть поведения человека в рамках подсистемы |
Достигающая (выполняющая) | Контроль над самим собой и своим окружением |
Присоединяющая (устанавливающая) | Близкие взаимоотношения с другими людьми |
Агрессивная | Самозащита от угрозы, самоутверждение |
Зависимая | Зависимость от других |
Выделительная | Выделение продуктов жизнедеятельности |
Пищеварительная | Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия |
Сексуальная | Сексуальное удовольствие |
Модель Дороти Джонсон: применение в сестринском процессе
Основные положения модели | Пациент рассматривается как индивид с определенным набором подсистем поведения |
Источник проблем пациента | Заболевание, травма, смена образа жизни могут способствовать изменению поведения человека |
Направленность помощи | Оценка состояния пациента относительно каждой из подсистем в 2 этапа:
|
Цель ухода | Восстановление равновесия в нарушенной подсистеме поведения путем влияния на факторы окружающей паациента среды. Достижение изменения поведения пациента, чтобы привести его к выздоровлению или социальной адаптации |
Способы помощи | 4 направления сестринского вмешательства:
|
Роль медсестры | Дополняющая к действиям врача, но не зависящая от них. Специалист, помогающий в восстановлении равновесия поведенческих подсистем пациента во период физического либо психологического кризиса |
Оценка результатов | Наличие положительных изменений в работе каждой из подсистем. Баланс всех подсистем поведения пациента — в идеале. |
Итак, мы рассмотрели основные модели сестринского дела или ухода, которые пользуются наибольшей популярностью на данный момент. Существуют и другие модели и теории СД таких авторов, как Марта Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела. Они известны уже и в России, их изучают в медицинских колледжах, техникумах, пытаются внедрять в практическую работу. Насколько эффективно получается практическое применение теории, зависит от нескольких факторов. Задача медицинской сестры — всячески способствовать оптимально организованному сестринскому труду.