Открыть меню

Модели сестринского дела, их авторы и характеристика

В период активного формирования сестринского дела как отдельной профессиональной дисциплины возникли модели сестринского дела. С их помощью труд медицинской сестры приводится в систему и в конечном итоге облегчается. Таким образом, шло развитие не только теории, но и практической деятельности медицинских сестер.

Модели сестринского дела

Оглавление

Термин «модель» и модель сестринского дела

Само слово «модель» буквально означает «образец, прообраз, аналог» (французское modèle от латинского modulus). Модель — это система, изучение и подражание которой позволяет делать что-либо по определенному образцу. Модель сестринского дела (СД) — это система практической деятельности медицинской сестры, конкретное руководство для сестринской практики. Суть заключается в построении взаимодействия медицинской сестры с пациентом.

Существует несколько концептуальных моделей СД. «Концептуальные» они потому, что их содержание зависит от различных концепций и понятий: от экономических и политических условий страны, уровня здравоохранения, религиозной направленности, моральных ценностей, а также от мировоззрения и принципов людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Развитию моделей сестринского дела способствовали достижения в области физиологии, психологии, философии, социологии. Всего существует более 30 моделей СД. Их авторы со своей точки зрения рассматривают определяющие понятия любой модели СД.

Структура модели сестринского дела

  • Пациент как объект практической деятельности медицинской сестры.
  • Источник (источники) проблем пациента
  • Направленность сестринской помощи  (фокус вмешательства медсестры)
  • Цель сестринского ухода, ожидаемый результат
  • Способы сестринского вмешательства (сестринской помощи)
  • Роль медицинской сестры
  • Оценка результатов ухода и качества сестринской помощи

Каждая из концептуальных моделей рассматривает следующие аспекты сестринской деятельности:

  1. Пациент
  2. Сестринское дело
  3. Окружающая среда
  4. Здоровье

На сегодняшний день не существует ни единой модели СД, ни единого мнения по поводу использования той или иной модели. Мы рассмотрим наиболее известные и популярные.

Модель Вирджинии Хендерсон

Добавочно-дополняющая модель сестринского дела была предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году, а затем дополнена в 1968 году. В. Хендерсон призывает направить фокус внимания медицинской сестры на удовлетворение пациентом прежде всего — физиологических потребностей, и далее — психологических и социальных.

Согласно данной модели основное в сестринском уходе — активное участие пациента как в самом уходе, так и в его планировании. По модели Вирждинии Хендерсон у человека имеются 14 основных потребностей повседневной жизни (на основании «пирамиды потребностей» А.Маслоу):

  1. Нормальное дыхание
  2. Употребление достаточного количества жидкости и пищи
  3. Выделение продуктов жизнедеятельности из организма
  4. Поддержание необходимого положения тела и движение
  5. Сон и отдых
  6. Способность самостоятельно выбирать, надевать и снимать одежду
  7. Поддержание температуры тела в пределах нормы, способность выбирать соответствующую сезону одежду, возможность изменить окружающую среду
  8. Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде
  9. Безопасность (собственная и окружающих)
  10. Активное общение, способность к выражению своих эмоций и собственного мнения
  11. Возможность совершать религиозные обряды в соответствии со своей верой
  12. Занятие любимой работой
  13. Развлечения и активный отдых
  14. Саморазвитие, удовлетворение любознательности

У здорового человека не возникает трудностей при удовлетворении данных потребностей. Во время беременности, болезни, травмы, выздоровления, длительного умирания, в период детства или старости проблемы могут появиться с большой вероятностью. Весь сестринский процесс (уход) в модели В.Хендерсон направлен на скорейшее восстановление независимости пациента.

Модель Вирджинии Хендерсон: применение в сестринском процессе

Основные положения модели У пациента имеются основные потребности, свойственные любому человеку вне зависимости от того, здоров он или болен
Источник проблем пациента У пациента отсутствует возможность осуществления ухода за собой по причине младенческого либо старческого возраста, болезни, длительного умирания, выздоровления, бессознательного состояния
Направленность помощи Во время и после сестринского обследования медицинская сестра и пациент обсуждают оказание помощи и спектр сестринских вмешательств
Цель ухода Постановка и достижение долгосрочных целей сестринского ухода — самостоятельности и независимости пациента в процессе удовлетворения 14 основных потребностей
Способы помощи Выполнение медицинской сестрой врачебных назначений: выдача лекарственных препаратов, контроль их приема, исполнение и контроль всех назначенных пациенту процедур и исследований. Медицинская сестра привлекает близких пациента к помощи в исполнении сестринских вмешательств
Роль медсестры Независимый специалист сестринского дела (медицинская сестра, фельдшер), помогающий пациенту в выполнении функций, которые пациент не может выполнить самостоятельно.

Помощник врача, выполняющий его лечебные назначения

Оценка результатов Результат может быть достигнут и оценен в случае удовлетворения всех необходимых потребностей пациента, по отношению к которым проводились сестринские вмешательства

Модель Доротеи Орем

Модель сестринского дела, основанная на теории дефицита самоухода пациента была предложена Доротеей Орем в 1971 году. Автор модели рассматривает пациента как личность, ответственную за состояние своего здоровья. Сестринские вмешательства по данной модели направлены на профилактику заболеваний и травматизации пациента. Большое внимание уделяется обучению пациента и его близких приемам ухода.

Д.Орем выделяет 3 группы потребностей пациента в самоуходе:.

1. Универсальные:

  • потребление воздуха, жидкости, пищи в достаточном количестве
  • возможность выделения и потребностей, связанных с этим процессом — в полном объеме
  • достаточный баланс активных процессов и отдыха, а также общения и пребывания в одиночестве
  • предотвращение опасных ситуаций для жизни, состояния здоровья, нормальной жизнедеятельности, самочувствия
  • желание гармоничного существования в социальной группе в соответствии с собственными возможностями

2. Связанные с этапами развития:

  • в соответствии с возрастом у пациентов, поддающихся обучению

3. Связанные с нарушенным здоровьем (изменения):

  • в анатомии (травмы, отечность, ампутации и т.п.)
  • физиологии и функции органов и систем (контрактуры, гипергидроз, одышка и т.п.)
  • в поведении и привычном образе жизни (апатия, перемены настроения, нарушения сна и т.п.)

Основная цель медицинской сестры — прийти к развитию у пациента возможных для него навыков самоухода. Если на начальном этапе медицинская сестра выполняет компенсирующую роль в уходе, то в процессе сестринских вмешательств следует достичь, по крайней мере, частично компенсирующей роли медсестры. Такой результат считается положительным.

Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как гармонично развитая личность с нарушенным здоровьем и стремлением к самостоятельному уходу
Источник проблем пациента Потребность пациента в посторонней помощи в связи с невозможностью к самостоятельному уходу
Направленность помощи Выявление причин дефицита самоухода (отсутствие знаний, навыков, понимания важности самоухода).

Медсестра определяет уровень требований пациента к самоуходу, оценивает возможности пациента к удовлетворению этих требований и возможность безопасного осуществления самоухода пациентом, а также оценивает вероятность восстановления способностей пациента к самоуходу в будущем

Цель ухода Выявление возможностей пациента к самоуходу, обсуждение с ним безопасных условий для развития необходимых навыков самоухода
Способы помощи
  1. Выполнение действий за пациента
  2. Руководство и направление действий пациента
  3. Оказание пациенту физической поддержки
  4. Оказание пациенту психологической поддержки
  5. Создание благоприятной среды для самостоятельного ухода пациента за собой
  6. Обучение приемам ухода близких пациента

Со стороны пациента крайне желательно стремление к самоуходу и готовность получения сестринской помощи

Роль медсестры Помощник в осуществлении ухода за пациентом

Обучающий наставник пациента в обретении навыков самоухода

Помощник пациента в сохранении здоровья, поддеррживающий в стремлении справиться с последствиями болезни или травмы

Оценка результатов Прогресс в осуществлении самоухода, обретение навыков самоухода, привычка пациента к самоуходу

Модель Калисты Рой

Адаптационная модель сестринского дела Калисты Рой, предложенная в 1976 году, основывается на результатах исследования в области физиологии и психологии. К.Рой предложила теорию стресса и адаптации.

Согласно автору модели, для человека существует некоторый диапазон физиологических и психологических состояний, в котором есть возможность справляться с переживаниями. И у каждого человека — свой диапазон. Однако на его «размер», по мнению К.Рой, влияют некоторые из факторов (раздражителей).

Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность

  • очаговые — те, что окружают человека
  • ситуационные — возникающие при оказании сестринской помощи и влияющие на очаговые
  • остаточные — возникающие в результате переживания жизненного опыта, верований, ситуации при взаимоотношениях людей

Комбинация нескольких факторов-раздражителей влияет на величину диапазона и уровень адаптации.

Способы адаптации в модели К.Рой

  • Физиологический. Индивидуальная способность справляться с изменениями факторов внешней среды (температура воздуха, атмосферные явления) и возможностью потребления пищи, жидкости, воздуха. Зависит от возможностей конкретного человека.
  • Я-концепция. Желание человека понимать и принимать собственный физический и психологический образ. Данный способ эффективен при необходимости в изменяющих человека операциях — стомировании, эктомиях, ампутациях, т.к. помогает пациенту принять новое телесное и психологическое «Я».
  • Роль-функция. Смена роли активного в социуме человека на пассивного пациента с заболеванием или травмой.
  • Взаимозависимость. Стремление человека к достижению баланса в любых отношениях. Из-за зависимого положения пациента от сестринского персонала в связи с болезнью или травмой способности адаптации ограничиваются. У пациента возникает чувство одиночества, давления, фамильярного и презрительного отношения к его личности.

Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается в плане изменения поведения в четырех способах адаптации. Медицинской сестре необходимо выяснить, какими раздражителями вызваны нарушения адаптации
Источник проблем пациента Недостаток или избыток возможностей и средств для использования какого-то из способов адаптации
Направленность помощи Установление способов адаптации, эффективных для пациента.

Определение степени влияния раздражителей на поведение пациента

Цель ухода Выявление раздражителей, влияющих на поведение пациента

Совместная с пациентом постановка целей, позволяющих адаптироваться в изменяющихся условиях внешней среды

Способы помощи Изменение раздражителей или перевод их в диапазон комфортной адаптации, расширение границ адаптации пациента.

Медицинская сестра может в мягкой и ненавязчивой форме беседовать с пациентом во время проведения уходовых и манипуляционных процедур, стараясь направить его внимание на контроль адаптации.

Роль медсестры Помощник пациента в адаптации к раздражителям как во время болезни пациента, так и в его здоровом состоянии
Оценка результатов Прогресс в любом из способов адаптации

Модель сестринского дела

Модель Мойры Аллен

Модель Мойры Аллен, или эволюционная модель здоровья, была предложена автором в начале 70-х годов XX века. Данная модель сестринского дела основывается на поддержании здоровья пациента. Акцент делается именно на здоровье, а не на болезни. Цели достигаются с помощью активного участия как самого пациента, так и его близких.

Модель Мойры Аллен: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как индивидуум, на которого огромное влияние оказывает семья. В свою очередь, отдельная личность также влияет  на свою семью. В процессе социальных взаимодействий и происходит рост и развитие личности.
Источник проблем пациента Проблемы в семье пациента, в межличностных взаимодействиях. Пациент должен активно участвовать в заботе о собственном здоровье и здоровье членов семьи.
Направленность помощи Активная пропаганда и агитация здорового образа жизни. Обучение пациента и членов его семьи принципам здорового образа жизни, действий, направленных на улучшение состояния здоровья.

Члены семьи активно вовлекаются в процесс выздоровления пациента. Сотрудничество основывается на взаимной договоренности и координации медицинской сестрой образа жизни пациента и его семьи.

Цель ухода Мобилизация воли и сил пациента, стабилизация ресурсов его личности, обеспечение пациенту и его семье здоровья как в медицинском учреждении, так и на дому.
Способы помощи Обсуждаются с пациентом и его семьей для выбора наиболее подходящих. Все действия направлены на укрепление здоровья пациента всех членов семьи. Большое внимание уделяется занятиям физической культурой, достаточном пребывании на свежем воздухе, принципам здорового питания.
Роль медсестры Медицинская сестра здесь — организатор обучения семьи пациента. Создает и поддерживает благоприятную, позитивную атмосферу, подбирает подходящую тактику и стратегию проведения бесед и занятий с пациентом и его семьей.
Оценка результатов Состояние здоровья пациента и членов его семьи, достижение поставленной цели к заданному сроку. Если цель не достигнута, ситуация переоценивается, ставятся новые цели.

Модель Натали Роупер

Натали Роупер предложила свою сестринскую модель в 1976 году. Чуть позднее, в 80-х годах XX столетия модель была дополнена В. Логан и А. Тайэрни. Согласно авторам, медицинская сестра должна сосредоточить внимание на 12-ти видах проявления жизнедеятельности — биологических, а также социальных и культурных.

Первоначально Н.Роупер предлагала 16, но ее коллеги сократили список до 12 видов повседневной деятельности, основанных на потребностях человека:

  1. Дыхание
  2. Питье и питание
  3. Выделение продуктов жизнедеятельности
  4. Сон
  5. Регуляция температуры тела
  6. Содержание в чистоте тела и одежды
  7. Двигательная активность
  8. Общение
  9. Сексуальность
  10. Безопасная окружающая среда
  11. Работа и досуг, развлечения
  12. Умирание

Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент — объект сестринской деятельности. В зависимости от того, в каком из 12-ти видов деятельности у человека возникают проблемы, медсестра помогает ему с их решением.
Источник проблем пациента 5 факторов, которые могут определить потребность в сестринском уходе:

  • инвалидность и связанные с ней нарушения функционирования организма
  • патологические, дегенеративные изменения в тканях организма пациента
  • несчастный случай и связанные с ним ограничения
  • инфекционные болезни
  • влияние факторов окружающей среды (физических, социально-психологических)

Данные факторы могут стать причиной зависимости пациента от сестринского ухода.

Направленность помощи Непрерывная взаимодополняющая работа с пациентом над решением его проблем:

  • выявление медсестрой нарушений удовлетворения потребностей
  • установление действительных проблем пациента
  • поиск способов решения проблем
  • планирование действий
  • реализация планов
Цель ухода Первичная оценка состояния пациента, совместное с пациентом определение целей для решения его проблем
Способы помощи Выбираются медсестрой после обсуждения с пациентом в зависимости от степени нарушения удовлетворения его потребностей
Роль медсестры
  • Зависимая — выполнение врачебных назначений
  • Взаимозависимая — работа совместно с коллегами
  • Независимая — сестринская оценка состояния пациента
Оценка результатов Если удовлетворена нарушенная потребность — цель достигнута. Все потребности легко пронаблюдать и отследить эффективность сестринского ухода.

Если желаемого результата достичь не удалось — медсестра и пациент пересматривают неэффективно составленный план и разрабатывают другой подход к решению проблем.

Модель Дороти Джонсон

Модель сестринского ухода Дороти Джонсон опирается не на потребностях человека, а на коррекции его поведения. Д.Джонсон определяет два типа поведения человека:

  • 1-й основан на действиях окружающих людей и происходящих вокруг событий
  • 2-й основан на привычных реакциях прошлого опыта

Пациент, согласно модели Д. Джонсон, — это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя». Человек имеет 7 главных подсистем, которыеопределенным образом влияют на его поведение.

Подсистема поведения Суть поведения человека
в рамках подсистемы
Достигающая (выполняющая) Контроль над самим собой и своим окружением
Присоединяющая (устанавливающая) Близкие взаимоотношения с другими людьми
Агрессивная Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая Зависимость от других
Выделительная Выделение продуктов жизнедеятельности
Пищеварительная Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия
Сексуальная Сексуальное удовольствие

Модель Дороти Джонсон: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как индивид с определенным набором подсистем поведения
Источник проблем пациента Заболевание, травма, смена образа жизни могут способствовать изменению поведения человека
Направленность помощи Оценка состояния пациента относительно каждой из подсистем в 2 этапа:

  • определить, насколько состояние пациента позволяет распознать нарушение баланса в одной из подсистем
  • определить причину этого нарушения
Цель ухода Восстановление равновесия в нарушенной подсистеме поведения путем влияния на факторы окружающей паациента среды. Достижение изменения поведения пациента, чтобы привести его к выздоровлению или социальной адаптации
Способы помощи 4 направления сестринского вмешательства:

  • контроль или ограничесние поведения пациента
  • защита от факторов, приводящих к стрессу
  • подавление или торможение неэффективных реакций пациента
  • стимулирование пациента к положительному изменению в поведении, помощь в форме опеки
Роль медсестры Дополняющая к действиям врача, но не зависящая от них. Специалист, помогающий в восстановлении равновесия поведенческих подсистем пациента во период физического либо психологического кризиса
Оценка результатов Наличие положительных изменений в работе каждой из подсистем. Баланс всех подсистем поведения пациента — в идеале.

Итак, мы рассмотрели основные модели сестринского дела или ухода, которые пользуются наибольшей популярностью на данный момент. Существуют и другие модели и теории СД таких авторов, как Марта Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела. Они известны уже и в России, их изучают в медицинских колледжах, техникумах, пытаются внедрять в практическую работу. Насколько эффективно получается практическое применение теории, зависит от нескольких факторов. Задача медицинской сестры — всячески способствовать оптимально организованному сестринскому труду.

Читать также:  Сестринское дело как специальность и призвание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2019 Медицинская сестра · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Политика конфиденциальности